Очевидно, что многие полезные материалы теряются со временем в потоке информации и становится сложно их найти. Предлагаю ценное и полезное из материалов публиковать здесь, доступно всем увлеченным владельцам собак.
Взятка или награда? (как правильно поощрять собак лакомством)
Твоя собака смотрит на тебя с расстояния 5 метров и не собирается двигаться с места. Ты позвал его уже 10 раз. Ничего. Ты отворачиваешься и достаешь припасенный бутерброд, чтобы перекусить. И вуаля, стоило твоей собаке учуять запах, как он уже тут как тут. Это называется взятка: бутерброд заставил собаку прийти к тебе. Он был анонсирован до того, как собака подошла. Другой сценарий: ты зовешь собаку и он подходит. Ты говоришь ему, какой он молодец и даешь ему кусок бутерброда, чтобы наградить хорошее поведение. Это называется награда: она следует после того как собака подходит. Она подкрепляет решение собаки подойти к тебе. В чем же разница между взяткой и наградой? Разница может казаться практически незаметной: собака получила по куску бутерброда каждый раз, верно? Не верно. В первом случае собака подошла только ради блага, которым хозяин владеет. Собака может оценить стоит ли это благо того, чтобы подойти к хозяину. Это не учит собаку, что подходить к хозяину – это хорошо. На самом деле, это учит собаку выжидательному поведению – ждать, чтобы увидеть, что в этот раз предложит хозяин и лишь потом решить, подходить или нет. Если вы опираетесь на взятки, то вам придется носить с собой еду постоянно. И возможно вам придется брать только «лучшее из лучшего» чтобы ваша собака соизволила подойти к вам. Во втором примере, собака принимает верное решение сама – подходит к владельцу – и получает награду за это решение. Что, в свою очередь, поможет собаке в следующий раз принять правильное решение еще быстрее. Давайте рассмотрим взятки и награду поближе. Взятки. Взятка – это приманка для поведения. Взятка идет до поведения. Твоя собака схватила твой ботинок и не отдает пока ты не предложишь ей что-то поинтересней. Когда ты рассчитываешь на взятки, чтобы сформировать поведение собаки, ты становишься заложником ваших взаимоотношений: собака заставляет тебя выкладывать все бонусы на стол и сама выбирает, стоят ли они того, чтобы делать что-нибудь. Взятки – это тяжелый способ воспитания собаки. Если ты их используешь, значит они всегда должны быть у тебя с собой. И с каждым разом нужна все более привлекательная взятка. Награда. Награда или поощрение – это то, что используют умные хозяева, чтобы получить выдающиеся результаты от своих собак. Поощрение следует после того как собака сделала что-то хорошее. Твоя собака подошла к тебе по команде и получила в награду кусок курицы. А значит в следующий раз, она подойдет еще быстрее. Чувствуете разницу? Взятка не приводит к тому, чтобы нужное поведение становилось чаще, а поощрение увеличивает частоту нужного поведения. Немного о том, что такое поощрение. Первое правило: собаке должно нравиться то, чем вы ее поощряете иначе это не поощрение. Поощрением может быть не только еда, но и любое действие или предмет, которые нравятся собаке: чесание живота, игра с теннисным мячиком, перетяжки и т.д. Второе правило: поощрение должно быть. Нельзя постоянно требовать от собаки послушания, кивать ей головой и обещать дать награду когда-нибудь потом. Это не работает с собаками. Собака быстро поймет, что ты обманщик и не захочет с тобой взаимодействовать. Не подрывай веру собаки в тебя – всегда награждай ее лучшие поступки. Как переключиться с взяток на поощрение. Если ты такой же как и остальные владельцы собак, значит ты привык работать с взятками. Теперь тебе нужно переучить себя и собаку на новые правила. Первое, что нужно сделать – это сообщить собаке, что поощрение есть и оно вполне доступно. Возьмите лакомство и положите на стол, в карман, но не держите его в руке! Затем попросите собаку сделать что-нибудь очень легкое: сесть, дать лапу, подать голос. Не важно что, главное чтобы собаке было просто это сделать. Попросите собаку только один раз. Не повторяйте команду. Только один раз. Если собака выполнила команду, поощрите ее и хорошенько порадуйтесь вместе с ней. Если собака не делает, просто отойдите от нее. Вернитесь через 30 секунд и попробуйте еще раз. Собаки, которые привыкли получать взятки, оказываются сильно смущены в такой ситуации. Вы можете прочитать это на их мордах: «Подожди-ка. Что? Как это я должен делать что-то, если у тебя в руке нет лакомства для меня?» Именно поэтому мы начинаем с очень простых команд. Мы хотим, чтобы у собаки все получилось несмотря на то, что у вас нет взятки для нее. Мы хотим, чтобы они прочувствовали вкус поощрения. Постепенно, собака поймет, что хорошие вещи происходят после того, как она делает то, что ее попросили и начнет выполнять просьбы быстрее и быстрее. Переход от взяток и награде не потребует много времени, если вы будете соблюдать правила: начинать с очень простых команд, просить лишь один раз и поощрять только после того как действие выполнено. Удачи! Автор: Laurie Luck
Сообщение отредактировал DAFNA - Среда, 02.11.2016, 16:16
Пусть местами спорная - но по сути правильная статья Воробьевой Надежды:
Страна победившего антропоморфизма, или месть собаки-компаньона
Воробьева Надежда
Сначала был Джульбарс, потом Мухтар, а потом пришел белый Бим с ухом, и все стало иначе.
В далекие-далекие времена, когда страна была тоталитарной, деревья - большими, а собаки были собаками, термина собака-компаньон не существовало. Кинологи были профессионалами, дрессированные собаки были в моде, точнее, было престижно иметь именно дрессированною собаку, что не мешало хозяевам своих собак любить и считать своеобразными членами семьи. Но, при этом, все-таки собаками.
Первым популярным произведением, в котором собаку сменила некая антропоморфная схема на четырех лапах, стал роман Троепольского, по степени алогичности, сентиментальности и удивительного садизма автора бьющий всех Хатиков одной левой. Учил и учит роман исключительно плохому – выпускать собак на самовыгул; ни в коем случае не управлять собакой – как можно, у нее же свои мотивации; воспринимать проявление агрессии со стороны собаки, как знак высшей справедливости – на хорошего человека не зарычит, а на плохого – сам бог велел; вера в некие телепатические собачьи способности – в умение отличать плохих людей от хороших, правильные поступки от неправильных, добро от зла и вообще – вера в собачий интеллект и душу, которые выше, лучше и чище человеческих.
И многие читатели, вслед за автором и главным героем, чувствовали ненависть к заводчикам, которые так бездушно выкинули бедного Бима с ринга.
Вместо привычного образа собаки, которая умна, потому что ее обучили, которая демонстрирует свой ум во взаимодействии и в подчинении человеку, появился образ собаки, ум которой не влияет на ее поступки (Бим постоянно попадает в травматичные ситуации, бесцельно шляется в свободном полете и даже не способен вернуться домой) – ум собаки проявляется в ее чувствах, переживаниях и печалях, понять которые могут немногие.
В общем, Бим был первым в отечественной литературе образом собаки-компаньона, то есть таким антропоморфным животным, от которого просто неприлично требовать банального послушания из-за его богатого духовного мира.
В конце восьмидесятых – начале девяностых начался массовый ввоз к нам собак зарубежного производства. Появились «бойцовые породы», к которым причислили всех брахиоцефалов и терьеров буль-типа. А заодно и хорошо известных доберманов. А так как реклама и антиреклама в СМИ о несуществующем типе бойцовых собак говорила одно – они очень агрессивны, то, собственно, от них именно этого и требовали – исключительной агрессивности.
Но речь не о них, а о начавшем формироваться в то же время типе собаки-компаньона.
Далматинка Вельда, тупо носящаяся по двору в конце восьмидесятых, была, по словам ее гордой хозяйки, собакой-компаньоном. Она не была тупым роботом, вроде популярных НО – нет, она думала и принимала решения. Как правило, решением было либо пожирание говна под кустом, либо валяние в говне, либо накручивание кругов по двору. Спасало хозяйку Вельды только феноменальная трусость ее собаки – рано или поздно либо раздавался громкий звук, либо еще что-то, что повергало собаку в панику и она неслась в свой подъезд. Хозяйка просто сидела на лавочке и ждала этого момента, чтобы закрыть дверь подъезда и загнать Вельду домой.
Честно говоря, я подозревала, что хозяйка Вельды выдумала удачный термин, чтобы прикрыть и свое неумение и нежелание собаку воспитывать, и нестабильную психику собственной собаки.
Однако компаньонство быстро приобрело популярность и собаки-компаньоны стали чуть ли не самыми распространенными.
И было бы чему удивляться. К служебникам, охотникам – к любым собакам рабочих пород предъявляются определенные требования. А компаньон – он и есть компаньон. Он может быть трусом, он может быть истериком – в нем же главное его непонятные духовные качества и глубоко скрытый интеллект.
А победное шествие собаки-компаньона продолжается – вот уже и доберманов все чаще причисляют к этой категории. И стафов. И питов. И молоссы как-то невзначай оказываются компаньонами.
И акиты, они же Хатики – они тоже компаньоны. Потому что мы все видели, как собака сама страдала, скучала и т.д. Правда, на экране – но это детали.
В результате, если отбросить лирику, мы получаем только одно – буквальную гибель пород, попавших в разряд компаньонов. Потому что при отсутствии внятных требований к собаке с одной стороны, и изощренного выискивания в ней неких высших способностей – с другой, в разведение идут собаки со всевозможными пороками психики, без каких-либо тестов, то есть на уровне декорашек (хотя и декорашек вовсе было бы невредно тестировать для допуска к разведению).
И огромная, к сожалению, армия хозяев считает, что их собаки-компаньоны выше любой дрессуры. Что ум собаки сказывается именно в том, что собака команду выполняет, если считает это нужным. То есть, если собака «думает». И именно поэтому немало думающих собак гибнут под колесами автомобилей (потому что их не научили выполнять команду «ко мне» независимо от обстоятельств и расположения духа), и немало хозяев и посторонних граждан становятся жертвами собак-компаньонов, потому что собака сама решает, что опасно, а что – нет.
Виноваты, естественно, не собаки. Отдельный привет дх – да, собаки на самом деле не виноваты, потому что они – животные. Виноваты люди, которые общаются с собаками, как с равными себе. Потому как собаки нашего языка не понимают, у них все проще – либо подчинение, либо доминирование. И сила – это аргумент. У собак. И как бы люди не пытались облагородить хищника – он останется хищником. Назвав собаку компаньоном мы не сможем вывести ее на какой-то другой уровень, более близким к межчеловеческим отношениям. Собака не ценит демократии. Более того – она ее боится, потому что оказывается в некоем иерархическом вакууме – где хозяин вроде как не вожак.
Для собаки это – трагедия. Если нет вожака, нет стаи, но есть некая общность, да еще и разновидовая – как тут себя вести?
А тут еще хозяин, перечитавший нежных книжек, начинает говорить на непонятном для собаки языке, обращаясь к ее высокой духовности и тонкой душевной организации.
Игры в компаньонов приводят к уродливым последствиям.
Из личных бесед:
«Нет, когда она ест (лабр) мы на кухню не заходим. Она очень нервничает. Когда доест и выйдет – тогда уже убираем миску – нельзя вторгаться в личное пространство собаки, когда она ест»
«Он все прекрасно понимает, поводок воспринимает, как наказание (кавказ)»
«Естественно, я не могу посмотреть ему зубы или попу – я бы сама такого не позволила (ротвеллер)»
«Пока она ест мясо, я не подхожу – зачем ее беспокоить»
«Он скалит зубы и я понимаю, что он обозначил свое недовольство (дворняга)»
«Она слишком умна, чтобы выполнять команды, ей нужно объяснить, и она поймет (истеричный говно-голден)
Ну и т.д.
Владелец рабочей собаки никогда такого не напишет. Но его собака никогда и не бросится на ребенка или на старика. Да и на другую собаку не бросится.
А вот «думающая» собака-компаньон – она может. Просто потому, что собаке необходима иерархия, ей не нужна демократия. И если хозяин свою собаку обзывает компаньоном – собака все равно остается собакой и она постарается выстроить семейную иерархию понятным ей образом. И она сама определит – кто слабее нее, а кто сильнее.
А при условии, что собака, даже если ее считают компаньоном, остается рационально мыслящим хищником, она безошибочно определяет слабых и не особо переживая, их уничтожает – с точки зрения собаки вполне нормально загрызть чужого детеныша, забредшего в стаю. Причем чужой – значит, не ее собственный. Это может быть ребенок хозяина, потому что собака щенков ценит весьма условно – их много. Ну, загрызли одного – так их можно еще миллион нарожать.
Впрочем, собаки даже и этого не знают.
Резюме данного опуса: есть проблема – люди хотят взять беспроблемную собаку, при этом породистую, разведенцы таковых производят. Да и заводчики производят, прячась за этим «компаньонством».
А значит, собаки-компаньоны будут мстить и дальше, причем вовсе без злого умысла – просто потому, что этот бренд сулит потенциальным хозяевам минимум трудностей при максимуме удовольствия.
А если вдруг это не так – то есть породные команды, собирающие с улиц злобных лабров, истеричных стаффов и прочие отходы производства популярных компаньонов.
Кстати, уже пошли акиты на улицах. Правда либо трусливые, либо агрессивные.
И как же хочется, чтобы тесты были во всех породах, включая и декорашек. И чтобы хозяева больше бы интересовались специальной литературой по кинологии, а не сентиментальными книжками.
Продолжаем разговор о проблемах с которыми сталкиваются владельцы щенков и о заводчиках которые расшибают лоб пытаясь достучаться до них. Вытекает он собственно из темы о неусвоении и понимании очень как-то по своему даваемой информации. Вот мы все такие умные, подкованные, обложенные кучей информации основанной на своем, зачастую годами нарабатываемом опыте и набитых шишках, сидим и радостно ждем что вот сейчас у нас щенка купят и мы будем так же радостно, охотно и безвоздмездно, что примечательно, этой информацией делиться. Дети жеж. Свои жеж. Чего бы не поделиться? Не поправить,не направить, не подсказать. Да? Да. Сама такая. Еще и зачастую перерабатываем в максимально понятное изложение, чтобы было понятно начинающим. Пишем памятки, рисуем схемы, картинки и осваиваем азбуку на пальцах. Ну чтобы совсем понятно было. Чтобы осталось только взять и пользоваться. У нас под руками телефоны проверенных ветеринаров, инструкторов, хендлеров и тыды. Да? Да. Ну вот и сидите с этим со всем дальше. Потому что на практике часто уши у людей с центром памяти и межушным ганглием (шикарное выражение кстати)) разъединены насовсем. То есть ты говоришь-говоришь-говоришь. Медленно, четко разделяя слова и следя за дикцией. Смотря в глаза. Делая паузы чтобы лучше усваивалось. Поняли? - спрашиваешь. Да! Даааа! Дададада! Хрена с два. Вот простой пример. О кусачьем возрасте у щенков. Специально на этом заостряешь внимание, потому что именно это часто ввергает владельцев в панику и тяжелые думы, подпитываемые информацией из интернетов - о кровожадном доминанте желающим всю власть в доме захватить. Я помниться даже памятку отдельно на эту тему писала. Поняли? Даааа.... Проходит месяц. Оно начинает кусаться. - Ааааа! Галина что делать, он на нас нападает! - Вы читали что я давала? Слушали? - Да! Но вы понимаете... нам кажется он доминирует....Он жеж рычит! Итить твою налево! Чем слушали-то? Или специально говоришь (я всегда настаиваю, особенно у кого первая собака) походить на площадку в щенячью группу. И щенок научиться слышать хозяев и общаться с другими такими же обормотами, и хозяевам, что важнее я считаю, объяснят и покажут как правильно пользоваться руками, поводком и голосом. И поправят. И научат. И растолкуют как до собаки донести чего мы хотим от нее. Это мы зачастую между делом все делаем, на автомате уже. А для людей открытие что это ему не стыдно за лужу потому что он совестливый такой (вон как уши прижал и не смотрит, понимает значит), а просто боится он и всем видом от конфликта уходит показывая что маленький и ругаться не хочет. И что поводок можно держать по разному. И рывки правильно делать. И тыды, и тыпы. И вот проходит время, мелкое животное начинает уходить в разнос, чувствуешь - не знают с какого края подступиться. Говоришь - ребят, на площадку! Не хотите? Давайте частного инструктора дам. Давайте у вас в городе поищем грамотных, хотите? Нууу... дааа. И это вот - нуууу.. дааааа - оно зачастую длится пока совсем уже на шею разболтавшийся зверь не усядется. Или забуцкают и задавят его до того что ссать под себя начинает. Или жраться в обратку. Вот тогда они с воплями "Спасите-помогите убивают!" бегут требовать нужные телефоны и адреса. Если не возвращают. Вопрос- чего ждали-то? Почему не слушали? Куда у вас ребят уши прикреплены? И для чего? Для украшения? Ну и отдельная статья - это слишком самоуверенные владельцы. Мужики особенно часто страдают. Он что-то где-то слышал и решил что вот так правильно. И вот он будет упираться до последнего и воспитывать бедное это животное как он понимает. Но на площадку не пойдет и к спецам не обратится. Потому что у него есть мнение. А ты хоть на голове стой. Хорошо если из пубертата психологического он вышел и когда совсем в тупик встанет - скажет что чего-то он это... того этого... не получается короче. "Сам не можу!" - как Макар у меня выражается. Подскажи, а? Вот тогда услышит. И пойдет куда отправишь. И возможно поймет что проще-то было изначально так сделать и выстроить все верно, а не косяки сейчас разгребать чтобы до сути добраться. Но... Эх...Я вот к чему распинаюсь собственно... Зачастую проблемы с вашими собаками не от того что собаку вам неликвидную и бракованную подсунули. Или психическую. Зачастую проблемы ваши в вас. А говоря проще - из-за того что вы ленивые жопы. Очень сорри, по другому не могу сказать. Ленивые жопы не желающие прилагать усилия и даже просто проглотить то, что вам на тарелочке с голубой каемочкой уже преподнесли и в рот положили. Не хотящие чуть напрячься и не просто буковки знакомые поискать в предоставленной писанине, а подключить мозг и попытаться, ну хотя бы попытаться, что-то оттуда усвоить и запомнить. Или попробовать. Вы просто берете и ответственность за свою лень и упертость. и легко и ненапряжно на животное перекидываете. Кто так делает? А я подскажу кто: Это не я, это Петька во всем виноват. Или даже не Петька, а вон, медвежонок плюшевый сожрал все конфеты и фантики под кровать попрятал! Понята аналогия, да?))Опять риторическая текстовка вышла.)) Ну будем считать что просто поговорили)пыСы. Вспомнила еще. Очень забавную вещь. Очень часто когда тебе привозят такое вот ужасное невоспитуемое, агрессивное твое произведение на передержку например, или на посмотреть что с ним делать - оно на тебя хитро глядит, хвостиком машет и ведет себя прекрасно! Не идеально, но как нормальное цобако. То есть на голову не лезет, до прогулок терпить, по улицам не волочит и ни на кого не бросается. ,К хозяевам приезжает - и все по новой. Волшебство)))
Хочу поделиться с вами некоторыми мыслями по поводу обучения собак. Было бы хорошо, если бы и другие люди поделились своими идеями на эту тему. Безусловно, что в данной статье я не претендую на абсолютную истину, хочу лишь рассказать о том, на что я обратил внимание.
У меня такое чувство, что подавляющее число людей не представляют, как обучать собак. Если вдуматься в понятие собачьей учебы, то она не имеет ничего общего, например, с обучением детей в школе. Хотя, в разговорах, люди и называют обучение собак «собачьей школой». Это и побуждает у людей представление о том, что собаки ходят в «школу», чтобы обучаться там различным «трюкам». В действительности же, обучение собак ставит целью установление взаимопонимания между человеком и собакой (например, собаку обучают словам, с помощью которых ей сообщают о желаемом от нее поведении) , а также обучение навыкам поведения как в семье, так и в обществе. С помощью заученных слов можно объяснять собаке, что можно ей делать, а что – нельзя. Одни люди считают, что собака считается воспитанной, если она не лазает на диван и не ворует еду со стола, другие, если собака умеет ходить рядом и преданно смотрит своему хозяину в глаза. Если не найти с собакой общего языка, то ее невозможно воспитать, и отсюда, следовательно, возникают, т.н. «проблемные» собаки. Они пытаются сами, как умеют, установить взаимопонимание со своим хозяином, однако, это может оказаться совсем не тем, что ожидает от нее хозяин, и, следовательно, конфликты и стрессы для обеих сторон неизбежны. Выбор тренера
В Эстонии уже много лет действует система аттестации тренеров, разработанная EKL (Эстонский кинологический союз). Установлены определенные правила, требованиям которых должен соответствовать тренер. Конечно, в рамках этих правил невозможно отразить весь необходимый тренеру опыт и знания, которые требуются для воспитания хорошей собаки, а также навыки, которые необходимо передавать следующим поколениям тренеров. Это невозможно сделать потому, что идеальных тренеров не существует. Люди разные – одному кажется важным одно, другому – другое. С тренерами то же самое.
У нас, к примеру, есть ряд хороших тренеров, которые отлично понимают собак, умеют толково все объяснить владельцам собак, обладают соответствующим опытом, поэтому эффективно достигают намеченных целей. Однако, даже у этих хороших тренеров существует различное представление о жизненных преоритетах, поэтому часть из них хотят помочь, по возможности, проблемным собакам (бихейверы), а другая часть – воспитать хороших домашних питомцев, а еще одна часть – продвигать на новые высоты достижения эстонского кинологического спорта. Поскольку у всех, у них разные цели, то их опыт и знания невозможно одинаково оценивать. Нельзя со всей определенностью сказать, что, тренер, который научил собаку ходить рядом и преданно смотреть своему хозяину в глаза, может быть лучше, чем тренер, который разрешил проблему у хозяина, собака которого таскала его на поводке и рычала на прохожих. Оба результата по своему важны. Поэтому, как я уже говорил, оба тренера хороши, потому что они понимают и знают собак, а также способны обучать владельцев собак. Но у нас, в Эстонии, все всегда, до ужаса желают знать, кто же, в абсолютном выражении, все-таки лучший. К сожалению, в отношении тренеров собак это невозможно определить. Абсолютно невозможно точно сказать кто важнее, тот, кто тренирует спортивных собак или тот, кто воспитывает домашних любимцев. Еще глупее считать лучшим тренером, например, того, кто тренерует только немецких овчарок, а того, кто тренерует боксеров менее компетентным. Хороший тренер – это человек, который хорошо понимает собак, умеет, исходя из этого, соответственно действовать, а также умеет все это объяснить владельцу собаки. Хороший тренер должен разбираться в поведении животных, знать законы природы, чтобы исходя из них обучать собак, невзирая на породу и цели тренировки.
Единственное, что следует учитывать в тренерах – это то, что некоторые из них более опытны в спорте, поэтому они более акцентируются на том, что будет важно на совернованиях, другие, наоборот, что наиболее важно для домашних питомцев, исходя из пожеланий владельцев собак.
По моему мнению, самой главной причиной возникновения, т.н. «проблемных» собак является то, что их хозяева, наслушавшись советов всяческих «доброжелателей» не хотят обучать свою собаку (по всяким слухам) у тренера, который, якобы, не имеет опыта обучения, например, пуделей, или у тренера, который, якобы, никогда не тренировал кавказцев и т.д. и т.п.
Проблемной собакой, я считаю, не только собаку, которая рычит на всех, включая хозяина, но, вообще, любую собаку, которая не исполняет команд или иных требований, из-за чего возникают определенные проблемы. Наслушавшись всяческих сплетен и инсинуаций о том, что один тренер некомпетентен, другой – некомпетентен, владелец собаки, наконец-то, находит подходящего тренера. Но время ушло, собака, за время поисков тренера, уже привыкла к плохому поведению – вот вам, проблемная собака и готова. И, теперь, кроме причин плохого поведения, придется устранять еще и их последствия (бихейверу).
Хороший тренер должен четко представлять насколько быстро можно достигнуть желаемых результатов. Если достижение результатов затягивается на неопределенный срок, то можно говорить об отсутствии необходимых навыков у тренера. Объяснение этого тем, что та или иная методика тренировки требует неопределенного времени для достижения результатов, необоснованно, поскольку в такой методике просто нет смысла. У хорошего тренера собака на каждой тренировке должна продвигаться к намеченной цели. Хороший тренер всегда добивается успешного результата совместно с хозяином собаки, которого он инструктирует. Если же, положительный результат не получен даже через несколько недель, то это означает, что что-то делается не так. Конечно, иногда бывает так, что изначально ставится нереальная цель. Но хороший тренер всегда увидит это и сообщит об этом владельцу собаки.
Система аттестации тренеров EKL, все-таки, определяет только основу, исходя из которой тренер может двигаться дальше, в своем совершенствовании, выбирая специализацию с учетом своих предпочтений.
О современных методиках обучения собак
Безусловно, я не знаю всех методик обучения собак, которые сейчас используются в Эстонии. Я не могу сказать обо всех них – хорошие они или плохие. Но, я понимаю, кто хороший тренер, а кто – нет, кто владеет какой-либо методикой, а кто – нет. По моему мнению, все методы, которые понятны хозяевам собак и позволяют достичь желаемых результатов – хороши. Методика становится плохой, если тренер не владеет ей в полной мере, из-за чего собака оказывается в стрессовом состоянии. Очень скверно, когда такой горе-тренер заманивает к себе владельцев собак, рекламируя свои методы обучения, как самые современные или передовые в мире. Ранее, я уже говорил, что из-за этого может происходить.
Как я уже неоднократно подчеркивал, обучение ставит целью обретение взаимопонимания между человеком и собакой. И хорош тот тренер, кто может помочь установить такие отношения наилучшим, в т.ч. и быстрейшим способом. Пес живет тяжелой жизнью до момента, пока язык хозяина становится ему понятным.
Айво Обликас (Aivo Oblikas) – тренер, неоднократный чемпион IPO Эстонии Перевод Елены Фёдоровой статьей поделилась Ирина Виду
9 вещей, которые ваш тренер вам не скажет Ниже приведен список вещей, которые тренер либо постесняется вам сказать, либо постарается облечь их в более мягкие слова, так что они потеряют исходный смысл. Но вы должны знать, что:
1. Большинство так называемых «пунктиков» вашей собаки никак не связаны ни с породой, ни с темпераментом. Они вызваны вами. Некоторые владельцы понимают, что сами являются причиной, другие же склонны во всем обвинять свою собаку. Реальность такова, что ваше поведение играет наиважнейшую роль в том, какой станет ваша собака. Поэтому не только ваша собака нуждается в дрессировке, вы тоже.
2. Ваша собака совершенно вам не подходит. Если вы любите поваляться на диване, а прогуливаться неспешно и основательно, то зачем вы завели питбультерьера? Огромное количество проблем возникает от того, что люди заводят собаку, выведенную чтобы работать, и садят ее на диван. Когда собака от тоски начинает громить квартиру, хозяева винят во всем именно ее.
3. Тренер всегда видит, занимались ли вы дома. Обычно тренировки проходят раз в неделю, и тренер обязательно дает домашнее задание. Когда вы приходите на следующее занятие, тренер ожидает увидеть хоть какой-то прогресс. Тренер легко увидит, занимались вы дома или нет. Так что нет смысла врать.
4. Ваша собака не ребенок, она СОБАКА. Мы все любим наших собак как членов семьи. Но мы должны понимать, что они не люди и у них совершенно другие потребности. Относясь к ним как к «меховым детям», вы делаете им же хуже.
5. Вы не даете собаке достаточную физическую нагрузку. Когда я спрашиваю клиентов, сколько нагрузки в день получает их собака, некоторые отвечают мне, что пробегают в день по 5 км. Я им не верю. Беспокойная, легко заводящаяся собака – верный признак того, что хозяин не дает собаке достаточную физическую нагрузку.
6. Ваша собака не дрессированная. В большинстве случаев, владельцы собак склонны преувеличивать воспитанность своих собак. Если вы приходите к тренеру и просите поставить вас сразу в продвинутую группу, то будьте готовы к отказу, если ваша собака исполняет команду сидеть только на третий раз.
7. Не ждите, пока поведение вашей собаки достигнет критической точки. Многие тренера сталкиваются в своей практике со звонками типа: «Собаке 4 года, вчера он укусил человека, нам нужно с ним позаниматься». Тренер: «а когда он стал выказывать агрессию к людям?» Владелец: «Когда ему было 6 месяцев. Но сейчас все стало гораздо хуже». Пожалуйста, не ждите пока все станет так плохо. Обращайтесь к кинологам, как только увидите первые сигналы поведения, которое вас не устраивает.
8. Кинологи – не волшебники. Тренер не сделает вашу собаку воспитанной, просто щелкнув пальцами. Собакам достаточно плохо даются обобщения, поэтому им нужно объяснять, что старые правила работают и в новой обстановке. Если ваша собака великолепно ведет себя в тренировочном классе, то это не значит, что она сама по себе начнет себя хорошо вести и дома. Там тоже нужно заниматься!
9. Не пытайтесь повторить то, что вы видели по телевизору. Итак, вы посмотрели тв-шоу, где тренер использовал определенную методику с определенной собакой. Это не значит, что именно эта методика подойдет к вашей собаке. Прислушивайтесь к советам вашего тренера, ведь он видит вашу собаку в живую и сможет точно сказать, что вам подойдет, а что нет. Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери
Поговорим о самой важной в обучении щенка команде «Ко мне!» От того, насколько хорошо она отработана, зависит, доставляет вам прогулка с собственной собакой удовольствие или сплошную нервотрепку. Надежно закрепленная команда «Ко мне!» - еще и гарантия безопасности вашей собаки. Не секрет, что все мы, не взирая на запреты, ограничения и здравый смысл, не смущаясь недовольством сограждан, не разделяющих нашего увлечения, норовим прогуливать своих животных без поводка во всех мыслимых и немыслимых местах. Тем более без команды «Ко мне!» не обойтись. Конечно, встречаются сложные по поведению собаки, с трудом поддающиеся дрессировке, и даже после нее очень ненадежные и нуждающиеся в постоянном повышенном контроле со стороны владельца.Как правило, это экземпляры со слабо развитой привязанностью к человеку, имеющие склонность к бродяжничеству. Или чересчур активные: с чрезмерно развитой половой реакцией, агрессивные, с сильно развитым охотничьим инстинктом. Кроме того, причиной неуправляемого поведения бывает страх. Паническую боязнь звука выстрела, грома, салюта и им подобных никакое «Ко мне!» не пересилит. Неприятно, конечно. Заводя собаку, человек на подобные сложности не рассчитывает. Для таких собак прогулка на поводке - лучшее решение. Даже, если вы никогда не отпускаете свою собаку без поводка, удобно пользоваться командой, вместо того, чтобы в случае необходимости силой тащить ее к себе, упирающуюся и рвущуюся куда-то.
Но даже с самой покладистой и хорошо обученной собакой бывают моменты и места, когда поводок просто необходим. А ведь это я, заметьте, только с точки зрения дрессировщика говорю, а не законопослушного гражданина! Слыша залихватское, «а, зачем мне поводок, она у меня дрессированная», я ужасаюсь. Большая часть потерявшихся, погибших под колесами машин, искалеченных, покусавших и покусанных, повязавшихся с кем попало, были дрессированные. Во всяком случае, по мнению их хозяев, беспечных и самоуверенных. В том числе и вот этих, безутешно рыдающих над бездыханным тельцем, еще минуту назад бывшим их дрессированной собакой. Стаж моей профессиональной работы – 24 года. Стаж собаковладельца – еще больше. Моя девятилетняя лабрадорина абсолютно безобидна и не отходит от меня больше чем на три метра. Представить невозможно, что она выйдет самостоятельно на проезжую часть. Или побежит к собаке. Ее можно без опасения выгуливать на клочке земли размером с носовой платок. Но я никогда (!!!) не выхожу с ней на улицу, не захватив поводок! Не пристегнуть – могу, забыть – нет. Мои соседи по подъезду - владельцы терьеристого вида и безумного нрава собаки. Нападающей на людей и собак, вечно носящейся по двору и окрестностям, заходясь в приступах сумасшедшего лая, совершенно не реагируя на призывное «Ко мне!», равно как и на устрашающее «Фу!». Продолжать? Или сами догадались? Не водят они ее на поводке. Никогда! Видимо, тоже из «дрессированных». Будит во мне эта семейка кровожадные наклонности.
А сколько про поводок всякой чепухи говорят! Я же с чужими собаками занимаюсь, поэтому практически всегда на поводке, без владельцев во всяком случае. Выслушиваю много всего. Вот, пожалуйста, на любой вкус. Гуляете на поводке – будет драться с собаками, или - станет нервной, или - злобной, или - будет убегать! Даже не знаешь, как это связать одно с другим.
Почти у всех начинающих собаководов возникает парочка стандартных вопросов, связанных не только с командой «Ко мне!», но и с привязанностью собаки к своему хозяину, их взаимоотношениями.
Всем владельцам щенков и молодых собак приходится кому больше, кому меньше заниматься отработкой подхода. Те, кому достался пес сложный, приходится попотеть. И они, с завистью поглядывая на более удачливых, с зарождающимся недоверием выслушивают мои рекомендации. Недоверие растет пропорционально затраченным усилиям, не приносящим желаемого легкого результата. Рано или поздно все они спрашивают примерно следующее: «Вот я занимаюсь, занимаюсь, мозоли поводком натираю. А собака дяди Васи из соседнего подъезда безо всякой дрессировки ни на шаг от него не отходит, в глаза заглядывает. У него даже поводка нет». И ведь, правда. Ох, уж этот «дядя Вася»!
Собаки сильно различаются по поведению, даже представители одной породы. Больше того, мне пришлось много наблюдать поведение целых пометов от рождения до взрослого состояния. Выращенных, заметьте, в одних условиях. И «фамильное сходство» у них не всегда присутствует, иногда кажется, что некоторых, вообще, аист принес. С точки зрения генетики – все закономерно, но по-житейски удивительно. Я для себя условно по природным задаткам делю собак на несколько категорий.Первая – самая простая в дрессировке, практически в ней не нуждающаяся. Такую собаку любой владелец может научить подходу по книжке, где вся методика сводится к следующему: окликаем щенка, даем команду «Ко мне!», показываем лакомство. Щенок подбегает, получает лакомство. После некоторого количества повторений вырабатывается условный рефлекс. Готово дело! Из таких щенков вырастают «дяди Васины» собаки. Они внимательно следят на прогулке за хозяином, обычно предпочитают держаться поближе к нему и, даже занятые игрой, никогда не теряют его из вида. Стоит хозяину двинуться с места, и забыта игра, собака опрометью кидается за ним. На людной улице она следует за ним как приклеенная, и никакие соблазны не способны ей помешать. Все это практически без дрессировки. Само собой. Везет людям!Другая категория – собаки такого же поведения, но оно является результатом умелой дрессировки,которая позволила реализовать хорошие наследственные качества животного. Еще одна категория – собаки, чье поведение, несмотря на правильную дрессировку, остается нестабильным. Они требуют пристального внимания к себе, их поведением нужно все время управлять. Их владельцы на прогулках пребывают в постоянном напряжении, чтобы успеть предупредить нежелательные действия собаки.И, наконец, самая непривлекательная по поведению категория собак, собаки, которых практически невозможно отпустить с поводка. Это опасно или для самой собаки или для окружающих людей и собак. Никакая, самая замысловатая дрессировка не дает результата. Мне могут резонно возразить: мол, любую собаку отдрессироввать можно. Да! Может и можно! Вопрос в том, кто и как это сделает. Сейчас речь идет о дрессировщиках любителях, обыкновенных владельцах собак. (продолжение далее)
Границы между этими категориями собак размытые. Не всегда точно можно сказать, к какой из них принадлежит собака. В основном потому, что большое значение имеет личность владельца и условия, в которых живет собака. Отсюда, связанный с первым вопрос: почему собака слушается одного человека и не слушается другого. Или его более конкретная форма: почему слушается дрессировщика, приходящего пару раз в неделю на короткое время и не слушается любимого хозяина, который кормит-поит, часами гуляет и пылинки сдувает с драгоценного животного. В книгах по кинологии, читая которые, вы быстренько пролистали раздел по теоретическим основам дрессировки, если он там вообще был, есть понятие «Дрессировщик – комплексный раздражитель». Оно означает, что подаваемая команда – далеко не единственный элемент вашего воздействия на собаку. Дрессировщик использует их все для того, чтобы собака воспринимала его всерьез. И уж конечно точно и целеустремленно следует правильно подобранной методике. На его стороне знания, опыт и сноровка. Но и с минимальными данными можно получить хороший результат. Важно не усложнять себе путь к нему досадными и нелепыми ошибками. Вот, примеры. Хозяин делает от случая к случаю то, что дрессировщик систематически. Хозяин подает массу неподкрепленных воздействиями команд, обесценивая их с самого начала. Дрессировщик до подачи команды точно знает, как поступит в случае ее невыполнения собакой Хозяин частенько оставляет без внимания невыполненную собакой команду. Дрессировщик всегда доводит дело до конца. Хозяин действует бессистемно и суетливо. Действия дрессировщика логичны и понятны собаке. Хозяин часто не понимает причин того или иного поведения собаки. Дрессировщик хорошо в этом разбирается и учитывает в работе. У хозяина частенько дрессировка - отдельно, жизненные ситуации - отдельно. Дрессировщик использует отработанные команды для управления собакой, перенося принципы дрессировки и ее элементы на повседневные взаимоотношения с животным.
Смеяться станете. Но хозяин легко отвлекается на посторонние раздражители. Не верите? А вы последите за собой! «Сидеть, Альма! Здрасте, Марья Ивановна! Альма, си.… Почем картошку брали? Сидеть, говорю, Марья Ивановна…» Дрессировщик сам ворон не считает и собаке не даст.
Список этот можно продолжать и продолжать.
Для того чтобы собака слушалась, нужно быть последовательным и не пренебрегать основными принципами дрессировки никогда.
Часто спрашивают, когда начинать заниматься. Очень распространено мнение, что начинать дрессировку следует после восьми месяцев. Смотря по тому, что считать дрессировкой. Если какую-то жуткую муштру, то да. А если аккуратно и постепенно формировать правильное поведение щенка, с тем чтобы вырастить воспитанную собаку, то начинать нужно как можно раньше. Команды «Ко мне!» это особенно касается. Ну, начали!
Подход к дрессировщику по команде «Ко мне!» По этой команде собака должна немедленно не зависимо от обстановки переключить свое внимание на хозяина и, подбежав, пристроиться к его левой ноге. И никаких альтернативных вариантов. Поэтому, если вам не нужно в данный момент такое выполнение команды, а вы просто хотите обратить на себя внимание собаки или отвлечь ее от чего-то, употребляйте «домашнюю» команду «Иди сюда!», например. Кличку, в конце концов.
Основной принцип, который должна усвоить собака: выполнить команду – чрезвычайно приятно, не выполнить – невозможно.
Часто владельцы говорят, начиная заниматься: «Мне ничего такого особенного не надо, чтоб по команде подходила только…», не осознавая, что это самое сложное и есть. Команда «Ко мне!» отрабатывается труднее других, потому что между вами и собакой лежит пространство, насыщенное всякой всячиной, гораздо больше интересующей собаку, чем вы. То бишь, более сильные раздражители. А ваши способы воздействия на собаку, когда она уже без поводка, весьма ограничены. Поэтому переход к занятиям без поводка дается нелегко.
Элементарные представления о команде «Ко мне!» щенок получает дома. Вот вы окликаете его и, убедившись, что он заинтересовался, показываете заранее приготовленное лакомство (или мисочку с кормом, игрушку), совмещая это с жизнерадостным «Ко мне!» Подбежавший щенок получает обещанную награду и ласку. Обязательно погладьте его, повозитесь с ним, побуждая задержаться около себя. После чего отпустите щенка, для чего, сказав «Гуляй!» или «Иди!», уберите от него руки и прекратите привлекать внимание к себе. Можно игрушку кинуть в сторону, пусть отбежит от вас за ней. Щенок должен понять, что больше вам не нужен, и может отойти. Повторяете упражнение при любом удобном случае, и через несколько дней щенок станет устремляться к вам по команде, уверенный, что дело того стоит. Но, только, если нет ничего более привлекательного. Любая мелочь может быть помехой. Ваши домочадцы не кстати звякнули щенячьей миской, или зашуршали заветным пакетиком, и какое уж тут «Ко мне!» Вы со своим мячиком никуда не денетесь, а там – ЕДА! Или наоборот: ну вас, с вашим сухарем, там - мячик!
Поэтому на следующем этапе вы вводите элемент принуждения. К этому моменту щенок должен научиться ходить на поводке. И уметь подчиняться вашим рывочкам поводком: куда поддернули, туда и идем. Скорее всего, дальше вы станете заниматься во время прогулок. Но и дома можно кое-что делать. Щенок на поводке. Длина поводка – метра три. Меньше – мало, больше – запутаетесь. Позже подлиннее возьмете. Дождитесь момента, когда щенок увлечется чем-нибудь, но не очень сильно. Не когда рвется к собаке и т.п., а так, нюхает что-то. Поводок держите таким образом, чтобы щенок не ощущал его натяжения, пусть провисает между вами и щенком. Это важно. И впредь соблюдайте это условие. Следите только, чтоб «под мышку» щенку не попал. Неудобно будет. Подаете команду «Ко мне!» и через секунду поддергиваете щенка к себе. Вы должны именно поддернуть. Движение должно получиться коротким, отрывистым. Не тяните щенка к себе. Ваше воздействие должно побудить его активно двигаться к вам. Реакция на рывок может быть разная. Если щенок не реагирует вовсе – вы просто побоялись дернуть с нужной силой. Повторите с учетом этого. Не пугайтесь, не оторвете вы ему голову, не перетрете шею и не обидите на всю оставшуюся жизнь. Если щенок оторвался от своего занятия, но не торопится к вам, повторите команду, поддерните снова и привлеките щенка к себе. Отбегите, похлопайте в ладоши, покажите лакомство или игрушку. Все равно, как. «А он не идет» - это не аргумент. Действуйте активно. Не стойте столбом. Двинулся, вроде, к вам, но отвлекся. Повторяйте свои действия, энергичнее, работайте, чего вы ждете. Не пойдет он «сам», нужны вы ему. Подбежал. Быстренько изображайте восторг. Поощряйте от души. Лакомство, палочка, мячик, что там еще, все в ход идет. Пока щенок к вам продвигался, нужно было собирать поводок в руках. Не успели! Шустрее надо было. Чтобы не получилось то, что получилось: конечности, в том числе и ваши, запутаны поводком, и вы, вместо того, чтобы, похвалив щенка, отпустить его, ковыряетесь с поводком, сводя на нет часть своих усилий. Ничего, у людей тоже вырабатываются условные рефлексы, научитесь. Повторяйте до тех пор, пока щенок не сообразит, что ваши рывочки неизбежно заставят его подойти. Повторяйте, это не значит двадцать раз к ряду. Пару раз сделали, погуляйте минут пять. Еще повторите. Моменты подходящие выбирайте: нюхает щенок что-то, прохожий ему приглянулся, собачка вдали промелькнула. И так на каждой прогулке. В разных местах, в разное время. Про рывки только не забывайте. Если щенок разок-другой раньше рывка к вам побежал, это еще не результат. Сейчас посложнее будет. От собак отзывать будем. Оценивайте ситуацию. Если другая собака вьется вокруг щенка, заигрывая с ним, ваши шансы подозвать его к себе равны нулю. Вот и не зовите. И еще. Если подбежавшая собака настроена агрессивно, напряженная поза выдает ее намерение напасть, не выдергивайте щенка у нее из-под носа, его резкие движения могут спровоцировать ее. Лучше попросите хозяина собаки забрать ее. Я оптимист, я верю, что где-то водятся такие владельцы, которые в ответ на подобную просьбу вместо «да она не тронет, чего боишься, пусть поиграют» скажет «Ах, извините!» заберет свою сердитую собаченцию и отойдет. Или хотя бы даст возможность уйти со щенком. Отзывать от собак нужно начинать с таких ситуаций, когда другая собака на поводке, или явно не собирается приставать к щенку. Хватит и того, что к вам пристанет ее хозяин. Не в смысле «поухаживать» а в смысле «покритиковать». Ваши неправильные действия, разумеется. А вы не отвлекайтесь, а то, хуже щенка, ей Богу. Сказали «Ко мне!», ну и дальше давайте. А то сейчас начнете объяснять, что да зачем, а ваша команда так в воздухе и повиснет. Сначала добейтесь результата, потом будете разговаривать. И, если собеседник попадется толковый, попросите не уходить, воспользуйтесь ненавязчивым поведением его собаки и повторите упражнение несколько раз. Что именно делать. Когда щенок рванется к собаке, дайте ему выбрать из ваших рук часть поводка и в тот момент, когда поводок между вами и бегущим к собаке щенком должен натянуться, подайте команду «Ко мне!» и решительным рывком останавливайте щенка. Рывком! Не тем, что поводок кончился. Едва ли одного рывка будет достаточно. Повторяя рывки, немного попятьтесь, даже отбегите назад. Переключите внимание щенка на себя. Как только щенок оказался около вас, хвалите по полной программе, заставьте удержаться около себя, прихватив его за ошейник. В азарте он может и не захотеть лакомство. Лучшей наградой для него будет разрешение снова побежать к собаке. Это значит, вы должны успеть сказать «Гуляй!» до того, как он вырвется. Повторяйте до тех пор, пока не станет получаться хоть чуть-чуть. Потом скажите «спасибо» хозяину собаки и ищите следующего. Вам сложно оценить силу рывка. Щенок сам так энергично рвется к собаке, что ваши рывки почти не замечает. Приходится дергать очень сильно. Не бойтесь, никакого ущерба щенку вы не нанесете. В зависимости от его размеров, темперамента и возраста, воспользуйтесь рывковой цепочкой, а то и строгим ошейником. Не потому, что вам не хватает силы, а для того, чтобы сделать команду эффективной, а рывок - дополнительным средством воздействия на будущую взрослую собаку, на те случаи, если она не послушалась команды. Не будете же вы ее всю жизнь тягать, как дедка репку. Не забывайте поощрять щенка. Кроме того, имейте в виду, что ваши рывки – не наказание, а способ заставить щенка выполнить ваши требования. И не вздумайте укорять щенка за то, что пришлось долго дергать и звать. Все эти «ты почему не слушаешься» приберегите для человеческого детеныша, а щенку – скорее лакомство давайте и отпускайте обратно. Не забывайте сказать «Гуляй!». «Плохо подошел, больше не пущу» - тоже ошибка. Помните, что поводок между вами и щенком непосредственно перед командой «Ко мне!» должен провисать и натягиваться только в момент рывка. Иначе еще больше усложните себе переход к занятиям без поводка. Не все щенки проявляют такой сильный интерес к другим собакам, как я описала. И ваши действия должны соответствовать активности вашего песика.
Наступит момент, когда щенок поймет, что практически каждый раз, когда на прогулке встречается собака, вы проделываете все вышеописанное. И станет изображать из себя послушного. При виде собаки может сам подходить к вам без всякой команды, подчеркнуто держаться около ног и делать вид, что не замечает собаку. Если вы купитесь на это представление, и отстегнете поводок, щенок преобразится в секунду. Только вы его и видели. Поэтому вы так не делайте.
Разрядите обстановку. Воспользуйтесь поводком подлиннее, чаще разрешайте щенку играть с собаками, не забывая время от времени подзывать его. В ситуациях, когда чужая собака близко от вас и нет других, к которым щенок мог бы побежать, выпустите поводок из рук, создайте у щенка иллюзию свободы. В нужный момент подхватите поводок и зовите щенка, только не раньше, чем поймаете поводок или сможете наступить на него ногой. Не забывайте про рывки и не ждите, пока поводок натянется, вся «соль» упражнения пропадет. Убедившись, что все получается, рывки становятся не нужны, отпустите с поводком покороче. Расслабляться рано. Следите внимательно за щенком и используйте любую возможность потренировать его. Не обманывайте сами себя, избегая сложных ситуаций. Наступит момент, когда вы почувствуете, что поводок, волочившийся все это время за щенком, уже не играет никакой роли. Ну и отстегните его. Если вы все же что-то не предусмотрели или, подрастая, щенок станет более самостоятельным, и возникнут проблемы, всегда можно и полезно вернуться к упражнениям с поводком. Даже один-два тренировочных подзыва с рывком помогут вам.
(продолжение далее)
Сообщение отредактировал DAFNA - Понедельник, 26.12.2016, 15:45
Есть такие щенки, с которыми на этом этапе остановиться нельзя. Они очень хорошо разбираются, есть ли поводок, контролируют ваши возможности, и, если не хотят подходить, держатся на расстоянии, не позволяя вам воспользоваться поводком. Иногда причина этого – ваши промахи, иногда – повышенная активность щенка и его смекалка. Нужно найти способ воздействовать на щенка, когда он бегает без поводка. Для щенка или собаки важно чувствовать, что вы и на расстоянии можете что-то предпринять, чтоб его заставить. Не важно, что это на самом деле не так. Вам нужно его убедить в обратном. Придется ввести еще одно воздействие. Заготовьте «метательный» предмет. Это может быть туго свернутый поводок с рывковой цепочкой внутри или строгий ошейник. Можно использовать жестяную баночку из-под напитков, наполнив ее песком, камушками или крупой, добавив каких-нибудь гвоздиков-шурупчиков для звона. Можно сшить маленький мешочек из плотной ткани или кожи с той же начинкой. Размеры и вес этого орудия должны соответствовать физическому состоянию вашего подопечного. Не стоит кидать строгим ошейником в тойтерьера, а спичечным коробком в лабрадора. Щенок гуляет на длинном поводке. В удобный момент подаете щенку команду «Ко мне!» и запускаете в него предметом. Нужно попасть. Как только это произошло, поддергивайте обескураженного щенка к себе, действуя как обычно. Поощряйте активнее. Если щенок слегка испугался, не переживайте. Это пройдет. Если щенок сделает попытку бежать не к вам, а от вас, рывками заставьте его подойти и компенсируйте неприятное игрой, лакомством. Смысл упражнения заключается в том, что щенок должен понять: спасаться нужно бежать к вам. Не давайте ему возможность выбора, у вас же поводок в руках. Если он вместо этого научится отскакивать в сторону и удирать, ничего хорошего не получится. Как правило, даже робкие щенки быстро соображают, что к чему, и первоначальная реакция проходит. И потом, этот прием не рассчитан на то, что щенок получит от него удовольствие. Во всяком случае, от первой его части. Если очень боитесь напугать щенка, начните с маленького расстояния и чисто символического броска. Используйте бросок сначала вместе, а потом вместо рывка поводком. Повторяйте упражнение, меняя условия и усложняя обстановку, до тех пор, пока даже ваш неудачный бросок, когда предмет приземляется на расстоянии от щенка, приводит к немедленному повиновению. Поупражнявшись на длинном поводке, бросьте его на землю, пусть волочится за щенком для страховки, а вдруг не послушается, тогда придется поддернуть. Получается хорошо, поменяйте поводок на короткий, менее заметный для щенка, и продолжайте заниматься. Убедившись, что даже легкое позвякивание предметом побуждает собаку бежать к вам, отстегните поводок. Не забывайте брать предмет на все прогулки и используйте его, как только возникает необходимость. Причем не просто позвякивайте, напоминая собаке о своих возможностях, но и бросайте. Иначе она скоро привыкнет, что вы не осуществляете угрозу и станет халтурить. Если щенок склонен бегать на довольно большом расстоянии от вас, можно воспользоваться длинным шнуром вместо поводка. Он имеет свои недостатки, но иногда – просто незаменим. Случается, спустя некоторое время после окончания интенсивной дрессировки, хозяин замечает: собака стала хуже подходить по команде. Чаще всего причина в том, что, научив собаку, хозяин начинает пользоваться командой, пренебрегая основным правилом: не выполнила - следует воздействие. Собака быстро улавливает разницу между дрессировкой, оставшейся в прошлом, и нынешним лояльным отношением хозяина к ее поведению. Учитывайте это.
Удобно, когда, подбежав к вам, собака пристраивается к левой ноге и сидит до следующей вашей команды. Этот элемент лучше отрабатывать отдельно и присоединить к команде «Ко мне!», когда она уже будет частично отработана. Предлагаю один из способов.
Щенок на коротком поводке. Ошейник должен быть надет таким образом, чтобы щенок не мог снять его, попятившись. Лучше - рывковая цепочка, пристегнутая как «удавка». Щенок должен знать команду «Сидеть!» И, при необходимости, подчиняться ей по рывку поводком, направленному назад и вниз. Подав команду «Рядом!», движением поводка побуждаем щенка, стоящего напротив вас, подойти с левой стороны, пройти на шаг дальше, и на уровне ваших пяток и даже дальше развернуться кругом, причем, он должен поворачиваться на вас. Как только передние ноги щенка поравняются с вашими, усаживаем щенка, заставляя его осесть назад, чтобы, садясь, он не выдвинулся вперед вас. Поощряем, лакомство отдаем щенку левой рукой, как бы обнимая его голову. Лакомство должно оказаться перед носом ровно сидящего щенка или даже чуть левее. Держите руку с лакомством удобно для щенка, чтобы ему не приходилось ерзать в попытке его достать. Заставьте щенка сохранить правильное положение, удерживая его поводком, поглаживая, несколько секунд, после чего отпустите командой «Гуляй!». Попытки сбежать до команды пресекайте командой «Сидеть!» и рывками поводка.
Не поняв ваших намерений, щенок может сопротивляться, начать упираться и пятиться. Переупрямьте его, заставьте, пусть кое-как, но выполнить задуманное. И поощряйте активнее. Щенок быстро поймет, что на его драгоценную жизнь никто не покушается, и станет податливее. Некоторые щенки легко подчиняются движению поводка, и с первого раза все получается. Повторив несколько раз прием в таком виде, чтобы щенок понял, в чем суть дела, замените плавное движение поводка рывочком, применяя его в каждом случае, когда щенок замешкается. Это необходимо, чтобы в дальнейшем щенок самостоятельно выполнял всю цепочку действий. Следите за тем, что бы поводка между вами и щенком было ровно столько, чтобы вы и он могли свободно совершать все нужные движения. «Лишний» поводок даст возможность щенку вертеться и уходить в сторону, усложняя вашу задачу. В промежутках между рывками поводок должен свободно провисать между щенком и вами. Ваши со щенком действия выглядят так: Сказали «Рядом!», поддернули к себе, щенок пошел к вам и задумался, встав напротив. Повторяете команду и рывком заставляете его переместиться дальше, за вас. Сделал, но снова застрял. Повторяйте команду и рывком заставляйте развернуться правильно. Совершили множество лишних движений, но развернулись. Хорошо. Старайтесь быстро реагировать на действия щенка, не затягивайте паузы; проверять, сделает ли он самостоятельно, еще рано. Развернувшись, щенок мог продвинуться вперед слишком сильно, прежде чем усадить его, заставьте попятиться, поддергивая поводком назад. В следующий раз не давайте ему продвигаться вперед во время разворота. Поддергивайте сразу назад. Оказался сзади, подвиньте рывочком вперед, не забыв команду «Рядом!». Если отодвинулся от вас влево, подвиньте его к себе. ЕГО к себе, а не себя к нему, что легче, но бессмысленно. Как подвинуть к себе насмерть приклеившегося к земле щенка. Поводок в правой руке. Поддернув поводком вправо, одновременно левой рукой решительными движениями двигаем щенка к себе. Не за шкуру, а, перегнувшись через корпус щенка, подхватываем его «под брюхо» и подталкиваем к себе. Как только щенок принял правильное положение, поощряете его. И только потом охаете и хватаетесь за спину (свою). Почти все щенки с большим или меньшим упорством пытаются усесться, развернувшись к вам «лицом». Старайтесь не допускать этого, не закрепляйте неправильное положение. В тот момент, когда щенок собрался сесть неправильно, подаете команду «Рядом!», и, подхватив, как было описано выше, заставляете его принять правильное положение. Если все-таки успел сесть неправильно, исправьте. Поощряете, отпускаете. В таком виде повторяете до тех пор, пока: рывки станут не нужны, но при необходимости рывком можно собаку поправить. По одной команде «Рядом!» щенок без задержек подстраивается и сидит до следующей команды. Многих вполне устроит, если щенок, подойдя, просто притулится сбоку, без всяких тонкостей. Ну и не требуйте от него лишнего. Но вот сбегать до команды «Гуляй!» лучше не разрешать. Отработайте надежную выдержку в положении «рядом». Сначала, когда щенок уже частично научится подстраиваться к вам, увеличивайте время его «сидения» около вас. Поводок провисает, чтобы у щенка создавалось впечатление свободы. Но вы караульте. Только щенок привстанет, чтоб удрать без команды, следует ваша команда «Сидеть!» и рывок поводком назад и вниз. Хорошую выдержку поощряйте. Делайте разным время выдержки. Провоцируйте щенка на совершение ошибки. Ведь в обычных условиях, вы не стоите, замерев, чтобы «не спугнуть» щенка. Во всяком случае, не должны. Сделайте энергичные движения руками, пошевелите поводком, как будто собрались отстегнуть его, изобразите намерение начать идти, даже потяните легонько поводком вперед. Все попытки щенка сорваться с места пресекайте командой с рывком. Поступайте так чаще. Позанимайтесь при других собаках и иных сильных раздражителях, не забывая использовать рывки, если щенок отвлекся. Присоедините «Рядом!» к команде «Ко мне!» на том этапе, когда щенок уже хорошо подходит, но занимаетесь еще на поводке. Для этого подбежавшему по команде «Ко мне!» щенку без промедления подайте команду «Рядом!» и поддерните, заставив выполнить. Поощрите. Отпустите. После некоторого количества повторений щенок будет делать так без напоминаний.
Описанное выше – профессиональная методика, слегка разбавленная объяснениями для совсем неопытных дрессировщиков. С ней, тем не менее, прекрасно сочетаются различные игровые приемы: убегать от щенка, прятаться и т. п. Если ей следовать, результата не быть, просто не может. Во всяком случае, со «среднестатистической» собакой. Я не говорю о крайних случаях, которые упоминала в начале. К счастью, в распоряжении дрессировщиков теперь есть электронные ошейники. При грамотном использовании они очень эффективны и помогает в почти безнадежных случаях. Не рекомендую использовать его самостоятельно, без консультации со специалистом.
Команда «Ко мне!» – сложная штука, от хозяина здесь зависит больше, чем от собаки. Кроме тщательного следования методике очень важен контакт с собакой и своеобразное чутье дрессировщика, которые и превращают рутинные занятия в творческий процесс. Трудитесь и помните, что дрессированная - не та собака, что «знает» команды, а та, что их выполняет.